rus version eng version
 
Главная / Этот проект – рассказ об удивительных экспонатах технической мысли прошлого века

Откровения коллекционера

Этот проект – рассказ об удивительных экспонатах технической мысли прошлого века, коих с огромной любовью собирал, комплектовал и реставрировал в течение многих лет. Это и предупреждение новоявленным коллекционерам, которые, сгорая от нетерпения и эмоций, рискуют попасться на «удочку» мастеров, играющих на их чувствах или продавцов, пытающихся «впарить» подделку. Это и предостережение любителям, которые решили самостоятельно отреставрировать своего так обожаемого технического любимца. Очень много говорится в последнее время о старинной технике. Давайте попробуем разобраться и приоткрыть завесу, что же скрывается за такими притягивающими понятиями, как «технический антиквариат» и «реставрация». Для начала разберемся, откуда взялось в советской стране, выпускавшей в довоенные годы практически одни грузовики да «Эмки», такое разнообразие марок и моделей техники, колесившей по необъятным просторам наших дорог в середине прошлого столетия.

Как техника попала в страну

Я уже рассказывал во «Вступительном слове», что огромное количество техники попало в нашу страну в качестве военных трофеев. В начале 90-х, с падением «железного занавеса» и открытием границ, вся эта масса машин и мотоциклов потекла бесконечным потоком на запад. Не раз слышал я браваду некоторых «дельцов» о груженых ими доверху фурах со старинной техникой, вывозимой за рубеж. Вследствие чего по ту сторону наших границ сначала стихийно, а затем уже организованно стали возникать базары для дальнейшей перепродажи такой техники. На этот же период приходится расцвет известнейших сегодня «забугорных» реставрационных мастерских, сделавших в тот период большие состояния.

Общеизвестны случаи вывоза уникальных раритетов из страны и в 70-е годы – знаменитый Мерседес 500 К, подарок Гитлера Сталину. Но есть и другие примеры, подтвержденные фотографиями использования уникальных раритетов в бытовых целях. Известен случай применения «Гроссер» Мерседеса 770, имеющего огромную ценность, как прицепа для перевозки сена в одной из деревень средней полосы России, раритет был основательно переделан для этой цели. Как говорится: «Нет ничего расточительнее бедности». Да, темные мы люди. Этим то и воспользовались «известные дельцы» в «известные годы». Да только вот ответить не кому. Какую Россию мы и в этом потеряли, еще предстоит узнать потомкам. «Капиталисты» и здесь нас обскакали, а точнее без войны завоевали, вывезя от нас все, включая раритеты технической мысли 20 века, предлагая нам обратно копии, хорошие и не очень, за сумасшедшие деньги. Но это тема другого повествования, к которому мы обязательно вернемся.

Некоторое количество техники попало к нам из стран-союзниц по гитлеровской коалиции в качестве военной помощи по так называемому ленд-лизу (не бесплатно, конечно же, а в обмен на золото) – в основном американского производства. Яркими примерами таких поставок являются автомобиль Виллис и знаменитый мотоцикл «Харлей-Дэвидсон». Некоторые из них до сих пор продолжают бороздить необъятные просторы наших дорог.

Как сейчас техника попадает к коллекционерам

Сначала тебя «разводят», показывая фото какого-то металлолома и рассказывая сказки про единственный, чудом сохранившийся трофей Великой Отечественной. Много таких песенок я слышал, общаясь с разного рода продавцами, большинство из которых на деле оказывались, мягко говоря, нечистоплотными. Некоторые из таких «песен» опубликованы в соответствующих разделах этого проекта. Да, как и говорилось выше, были такие трофеи, вывезенные победителями в чине генералов и маршалов после войны, большинство из которых были просто «убиты» безжалостной эксплуатацией – перевозкой даров со своего садового участка или стройматериалов – или переделаны до неузнаваемости из-за отсутствия запчастей или разыгравшейся фантазии новых владельцев. А те немногие, что чудом сохранились и не попали в руки советских кулибиных, были вывезены дельцами, в большинстве своем бывшими нашими братьями по Советскому общежитию, быстро перестроившимися в бурные 90-е.

В последнее время наметилась тенденция завоза коллекционных старинных машин из-за границы. Но из-за несовершенства закона ввоз такой техники проблематичен, так как связан с таможней. Сейчас появилась возможность ввоза технического антиквариата как культурно-исторической ценности, но и эта процедура сопровождается определенными ограничениями и соответствующими поборами.

Но что можно приобрести там? Первое – машины массовых тиражей, в подавляющем большинстве послевоенные, да еще американские, которых было выпущено огромное количество, второе – «подделки», т.е. копии или, как это сейчас называется, «новодел». Господа, более или менее интересные машины уже давно находятся в частных заграничных коллекциях! Приобрести их можно, либо предложив большие деньги (на что могут клюнуть жадные «фирмачи»), либо дождавшись смерти владельца (как ни цинично это звучит) – зная, что наследники не преминут поделить раритетный гараж и выставят технику на продажу. Но чудес не бывает, цены в этом случае будут такими же заоблачными.

Теперь о подделках (или копиях, если хотите). Это дело поставлено в Европе на широкую ногу. При сегодняшних технологиях изготовить машину 20-30 годов прошлого столетия не составляет особого труда. Я и сам имел неосторожность приобрести спортивный родстер известнейшей фирмы, оказавшийся новоделом на 90%, благо, удалось его вернуть. Через некоторое время пришлось увидеть в одной мастерской несколько изготавливающихся на продажу таких автомобилей. После этого случая тема подделок меня очень заинтересовала, за несколько лет собрался интересный материал. Простой пример. Недавно был на выставке «Техноклассика» в Эссене. Имел удовольствие лицезреть среди блестящих шедевров прошлого с полсотни спортивных родстеров BMW 328. А за все годы с 1937 по 1939 годы было выпущено всего 403 экземпляра этой модели. Я думаю, комментарии тут излишне. Хотя была там одна такая машинка, старенькая, потрепанная – то есть сохраненная. И стоила она как минимум в три раза дороже. То же касается и других редких машин с заказными кузовами известнейших в то время кузовных ателье. А что касается так полюбившейся нам марки «Мерседес», так это отдельная история. Хотите «320 кабриолет А» - пожалуйста, хотите «спешел родстер 540 К» - получите. Срок изготовления такой-то. И хорошо, что Вы будете об этом знать, а то ведь многие не знают. Хотя узнают. Позже – когда продавать будут.

Однажды у одного знакомого, известного европейского продавца, я увидел на стапелях в мастерской с десяток редчайших мотоциклов BMW R32 (сегодняшняя рыночная стоимость такого «аппарата» - 70-80 тыс. евро), полностью скопированных с оригинала, включая силовые агрегаты. Что уж говорить про польские подделки? Их можно увидеть на любом рынке – например, на мотоциклетном в Лодзе. И ничего, продаются. И отправляются перекупщиками по всему миру. Вот такой бизнес (или грандиозный обман?).

Я видел, как происходит процесс изготовления такой техники в Польше. Представьте себе коровник: с одной стороны помещения жмутся животные, а с другой стороны стоят станки и изготавливаются запчасти, из которых собираются мотоциклы. В другом месте, где мне пытались продать старинный BMW, выдавая его за оригинал, показывая ужасно набитые номера на агрегатах (даже по размерам несоответствующие оригинальным), мастерская соседствовала с конюшней. Не мог удержаться и не сфотографировать такой пейзаж – так умиленно смотрели лошадки на технику. На том же самом Лодзе, еще «по молодости», и мне однажды «впарили» подделку – спортивный R17. Есть такой реставратор по прозвищу «Нортон». Ну, знаете, о чем я. Господа, не поверите, в каких количествах стоят по миру в «крутых» частных коллекциях и музеях наши «родные» «Уралы», переделанные спецами и закамуфлированные под старинные BMW!

Не так давно находясь в Чехии, я видел производство военных машин Третьего Рейха, также заново построенных. В качестве силовых агрегатов использовались детали и части послевоенных моделей. Да и в некоторых бывших наших братских странах, так стремительно рвущихся сегодня на Запад, налажен выпуск мотоциклов известных военных марок, почти полностью собирающихся из «новодельных» деталей. Я уже молчу об известном питерском специалисте, который десять лет с успехом продавал мотоциклы и запчасти BMW, переделанные из наших родных «М-72». Что, господа коллекционеры и реставраторы, не дадите мне соврать? Сам покупал – и не один экземпляр. И еще приобретал редкие советские спортивные мотоциклы самого Василия Сталина, также переделанные из «Уралов». Догадываюсь, где они сейчас находятся. Вообще, Питер – кузница редких кадров, наверное, сказывается близость к западным границам. Совсем недавно, находясь по приглашению известного западного коллекционера, видел заново изготовленные ходовые части и коробки передач от военного мотоцикла Zundapp KS750. То ли еще будет. Но это тема другого повествования, может быть, если будет желание, я когда-нибудь опубликую эти материалы.

Поиск

В какие только места не приходилось выезжать и осматривать технику, где только не приходилось с ней встречаться: и в бесчисленных гаражах и сараях нашей необъятной страны, и в лесах и болотах – брошенную на местах бывших сражений, и на бывших и настоящих генеральских дачах и дачах бывших политических деятелей, и на бывших военных полигонах, превращенных в свалки - засыпанную землей, и в домах с двойными стенами и двойными потолками – спрятанную любителями от всевидящего ока спецслужб в советское время. Встречались и другие уникальные места хранения. Об этом также будет рассказано в соответствующих разделах повествования.

Реставрация

Главное, на языке некоторых современных реставраторов, – «взорвать» технику. На сленге мастеров это значит «разобрать до винтика Ваш аппарат», то есть «привязать» клиента, заставить вкладывать в этот проект деньги, причем с каждым очередным посещением своего технического питомца – все больше и больше повергая в уныние увиденным и услышанным. И так – раз за разом, пока не кончится терпение. Вот тогда приходится «надавить» на своего некогда обожаемого реставратора (благо, все коллекционеры – люди со связями и небедные) и получить наконец-то жалкое подобие – в лучшем случае, а в худшем – просто не доделанный аппарат. А потом, не зная, что с ним делать, либо продать за бесценок, потеряв при этом кучу денег, либо найти другого реставратора, чтобы все началось сначала. Я сам попадался на эту удочку и не только в нашей стране, находился в роли «подопытного», пока не обзавелся собственными мастерскими. Кто хоть раз окунулся в это, очень хорошо понимает, о чем я. Не правда ли, господа? Эти строки я набросал, получив в очередной раз свой «измученный» BMW R42 из «реставрации», от горе-специалистов из Питера.

Господа! Много раз повторял и своим знакомым, и друзьям – и еще раз повторяю: прежде чем доверить кому бы то ни было свою технику, даже если ну очень сгораете от нетерпения, – миллион раз подумайте, проверьте, с кем связываетесь! Поверьте! Потеряете гораздо больше, а точнее как минимум две стоимости реставрации (если вообще что-то получите обратно). Для многих «современных реставраторов» это единственный способ выживания, поэтому они будут «доить» Вас, придумывая все новые и новые способы. Или просто перепродадут Ваш недоделанный «аппарат» кому-нибудь другому, и узнаете вы об этом только тогда, когда все мыслимые и немыслимые сроки кончатся или увидите случайно свою технику у какого-нибудь знакомого в коллекции. В большинстве своем такие реставраторы – люди не обязательные, и чем больше Вы им передаете денег, тем усерднее они начинают прятаться от Вас, выключая телефон или придумывая страшные истории о внезапных болезнях и кончинах их очередных любимых родственников. И ничего с этим сделать н-е-в-о-з-м-о-ж-н-о! Нет, возможно: как можно раньше понять и принять свои потери, сохранив при этом нервы.

Мое личное убеждение: сегодня отреставрировать технику в России практически невозможно (если мы говорим о реставрации, т.е. о приведение в аутентичное состояние с оригиналом). А если возможно, то за сумасшедшие деньги. Получается, что все это блеф, обман, если хотите. В большинстве случаев - обыкновенная «разводка на деньги». Но это никоим образом не относится ко всем. Есть, несомненно, добросовестные мастера, искренне пытающиеся сделать невозможное. Есть такие талантливые самородки и среди моих друзей. Честь им и хвала. Лично я снимаю перед ними шляпу.

Почему невозможно отреставрировать технику в России

Невозможно – и все тут. И тому масса причин. Это и производство, основательно разрушенное за годы перестроек, и отсутствие квалифицированных рабочих кадров, которые с советских времен изрядно постарели, а новые не выучились. И, как следствие этого, - большинство запасных и расходных частей приходится изготавливать и приобретать за границей, а это связано с доставкой и таможней. Простой пример: требовалось заново изготовить автомобильную рессору. Полгода бегали по заводам, включая наш знаменитый ЗИЛ, сказок и песен наслушались вдоволь. Обратились к финским мастерам, и через 3 недели комплект рессор уже прибыл в мастерскую. Чтобы хромировать какую-нибудь деталь, приходится возить за границу! Во как!

Ну а самое главное, на мой взгляд, это культура производства, а точнее – ее отсутствие. Много приходилось наблюдать за работой своих мастеров, да и не только своих. Вроде все есть: и оборудование импортное, и руки золотые, да вот только возьмет наш мастер молоток вместо съемника, чтоб быстрее было, или ключ гаечный другого размера да сорвет все грани покрытые хромом, потрется своей промасленной спецовкой о покрашенную поверхность… Вот такая она наша реставрация!

О коллекции

Коллекционирование – это болезнь, поражающая человека однажды и уже не отпускающая от себя… .Так было и со мной. Коллекция моя постепенно росла и достигла в один момент огромных размеров – более 300 единиц авто- и мототехники. И в очередной раз встал вопрос, что же с этим «добром» делать. Помню свое многолетние хождение по кабинетам чиновников, в том числе и отвечающих за культуру, с просьбой о выделение земельного участка под строительство музея, слыша в ответ либо какие-то «лозунги», какой-то бред, либо просто слова непонимания («О чем это он?»). Да, много земли в России, а для благого дела клочка не найдется! Всегда вспоминаю слова одного моего собеседника, произнесенные много лет назад (кстати, известного любителя и собирателя ретро техники), когда я с увлечением рассказывал о своей коллекции, хвастаясь ее размерами и ее уникальностью, о многих спасенных экземплярах, и о том, что уже не хватает места для ее хранения, о своей идее создания музея. Он слушал какое-то время и затем произнес: «Мне жаль тебя!».

Вот так, со временем, энтузиазма у меня поубавилось. Было принято категоричное решение, и мое техническое собрание стало таять на глазах. Многострадальные трофеи опять начали свой путь. Но болезнь на то и болезнь, как метко назвал ее когда-то мой добрый приятель – «олдтаймер вирус»; она от себя не отпускает. Ретро-болезнь взяла верх, ликвидация коллекции прекратилась. Но, господа, как все-таки полезно иногда «пускать кровь»! От такого освобождения собрание стало еще более интересным и ценным, что придало моей деятельности новый импульс. Результатом этого стало появление новых интереснейших экспонатов и новых направлений.

В этом проекте я хочу рассказать не только о военных трофеях, их появлении в нашей стране и приключениях за полвека, но и о нашей советской технике, и довоенной и выпущенной в годы войны, также прошедшей тяжелые испытания выживания. И хочется приоткрыть завесу еще одной интересной темы, специально почти никогда не рассматриваемую. Речь идет о других трофеях – регалиях поверженного Рейха, завезенных в большом количестве освободителями в страну после Победы, и используемые до сих пор жителями в своем хозяйстве, причем самым удивительным образом. Некоторые из таких предметов сегодня во всем мире считаются настоящими раритетами.

Все, что здесь написано, это мое личное мнение и мои личные наблюдения, сделанные за многие годы увлечения этой темой. Весь этот путь я прошел сам и испытал все на себе. Может быть, кому-то повезло и все происходило совсем не так. Интересно было бы пообщаться с таким человеком.